Откройте для себя мир творчества в ландшафтной архитектуре через призму ее основных принципов! Наша новая публикация «Ландшафтная архитектура — Основы творчества в первой главе» расскажет вам, что это значит и как воплотить свои идеи в прекрасные ландшафтные композиции. Погрузитесь в процесс создания уникальных пространств природной гармонии вместе с нами.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА В РОМАНЕ И. В
  1. Основные понятия

Ландшафтная архитектура это архитектура от­крытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры — рельеф, зеленые насажде­ния, цветы, вода, малые архитектурные формы. Не со­здавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и ком­позиционного решения. Ландшафтная архитектура мо­жет быть определена как развивающаяся область со­временной архитектуры в самом широком ее понима­нии, т.е. как категория, означающая деятельность по про­странственной организации среды обитания общества, включая градостроительство н даже районную плани­ровку в качестве наиболее высокого ее уровня.

Ландшафтное проектирование — один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проек­тирования.

Открытые пространства — преимущественно неза­строенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, использу­емые для различных видов деятельности под откры­тым небом.1

Развитие ландшафтной архитектуры в качестве ар­хитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самосто­ятельных направлений: собственно ландшафтной архи­тектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кро­ме традиционных объектов (парки, сады, открытые про­странства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта:

общее формирование среды в масштабе стран и ре­гионов — ландшафтное планирование;

детальную организацию непосредственного окруже­ния человека, синтез природных элементов, художествен­ных форм и деталей благоустройства — ландшафтный дизайн.

Ландшафтный дизайн — это творческая деятель­ность, направленная на формирование предметно-про­странственной среды приемами и средствами ланд­шафтной архитектуры, художественное конструирова­ние деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его по­вседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке.

Ландшафтная архитектура не возникла на чистом ме­сте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садо­во-паркового искусства. Однако в отличие от него пред­ставляет собой более широкую область, связанную с орга­низацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафт­ная архитектура включает в себя и садово-парковое ис­кусство, которое предшествовало ей исторически.

Ландшафтное искусство — искусство создания ант­ропогенных композиций с использованием природных и искусственных компонентов (деревья, кустарники, тра­вы, цветочные растения, рельеф, вода, парковые соору­жения, малые архитектурные формы, в том числе бесед­ки, мостики, фонтаны, бассейны, вазы, скульптура и др.).

Мастерами ландшафтного искусства прошлого со­здавались прекрасные парки и дворцово-парковые ан­самбли, но социальный заказ при этом был ограничен интересами небольшой привилегированной части обще­ства. Они не занимались пространственной организаци­ей крупных объектов (регионы, населенные места, зоны загородного отдыха, жилые и производственные терри­тории и др.) и тем более не принимали участия в ре­шении задач целенаправленного формирования жизнен­ной среды общества.

Ландшафтная архитектура и ландшафтное проекти­рование связаны с решением социальных, градострои­тельных, экологических и многих других проблем и со­ответственно с рядом других наук и дисциплин. Каж­дая наука вырабатывает свои понятия и терминологию. В этом плане очень важна четкость определения поня­тия «ландшафт». Раньше архитекторы не связывали по­нимание ландшафта с его географической сущностью. «Ландшафт» и «пейзаж» употреблялись как синонимы, как внешняя «физиономическая» характеристика при­роды. И сейчас еще существуют представления, что там, где много зелени, воды, живописный рельеф — ланд­шафт, а там, где все преобразовано, застроено, — не ланд­шафт. Это, безусловно, неверно. Все наше окружение со­ставляют ландшафты, только отличаются они различ­ной степенью преобразованное™, нарушенности или, на­оборот, окультуренности.

Исходные понятия современной ландшафтной ар­хитектуры опираются на систему понятий фундамен­тальных наук о Земле, в частности, географии н ее от­расли ландшафтоведения.

Ландшафт — территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низ­кого таксономического ранга (ГОСТ 17.01 — 86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения).

Природный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и форми-

руюшийся или сформировавшийся под влиянием при­родных процессов (Там же).

АРХИТЕКТУРА ЭВМ. Среднее

Антропогенный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятель­ности человека и природных процессов (Там же).

Совокупность ландшафтов, составляющих своеобраз­ную «оболочку» земного шара, в географии называют ландшафтной сферой.

Сегодня трудно назвать ландшафты, которые не ис­пытывают прямого или косвенного воздействия чело­века. Раньше к девственным ландшафтам относили, на­пример, высокогорные и донные океанические. Сегодня с абсолютной достоверностью это утверждать уже нельзя.

По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акуль- турные. Культурный ландшафт, сознательно изме­ненный людьми для удовлетворения своих потребнос­тей, постоянно поддерживаемый в нужном для них со­стоянии, способный одновременно продолжать выпол­нение функций воспроизводства здоровой среды. Про­тивоположностью культурного выступает акулътурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий сосед­них ландшафтов. К акультурным относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой сре­ды (в том числе психофизиологических свойств). Край­ним понятием в этом ряду выступают деградирован­ные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию. Например, отработанные и нере- культивированные карьеры, в зоне которых невозмож­но жить, отдыхать и пр.

Архитектурный ландшафт — это ландшафт, сфор­мировавшийся в процессе целенаправленной архитек­турной, в том числе градостроительной, деятельности. Он трактуется так же, как разновидность антропогенного, культурного ландшафта. Архитектурный ландшафт со­ставляют здания, сооружения, природные компоненты. В нем всегда проявляются региональные природные осо­бенности. Облик городов и сел предопределен располо­жением их в гористой или равнинной местности, нали­чием реки, озера, моря, лесных массивов, особенностями климата и т.д. Понятия «архитектурный ландшафт», «ландшафт города», «ландшафт жилой среды», «ланд­шафт производственной среды» и другие все прочнее входят в теорию и практику современного градострои­тельства.

Различные ландшафты (городские, сельские, рекреа­ционные, мемориальные и пр.) составляют архитектур­но-ландшафтную среду.

Архитектурно-ландшафтная среда — целостный со­вокупный объект ландшафтной архитектуры и соответ­ственно ландшафтного проектирования. С точки зре­ния современных системно-экологических позиций по­нятие окружающая среда получает новое содержание (в самом общем представлении — это все то, что нахо­дится вне данного объекта, или система более высокого порядка): здесь это весь окружающий мир, в котором жизненная среда общества составляет подсистему. В свя­зи с постоянным расширением сферы освоенных чело­веком пространств жизненная среда общества в своих границах приближается к ландшафтной среде (сфере), а архитектурно-ландшафтная среда может быть представ­лена в качестве ее подсистемы, формируемой преимуще­ственно архитектурой, в частности ландшафтной.

При рассмотрении архитектурно-ландшафтных воп­росов, в отличие от других возможных представлений (физических, химических, социальных), среда нами при­нимается как категория пространственная. Если выде­лять еще понятия внешняя и внутренняя среда, то этим будут показаны возможность и необходимость понима­ния среды и как окружения, и как пространственной целостности, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. Например, среда города (го­родская среда) или среда парка (парковая среда) мо­гут трактоваться как окружение человека и как про­странство, организуемое для различных жизненных про­цессов, а также как внешнее пространство (окружение) самих этих объектов (города, парка и др.).

Приведенные основные понятия получат развитие и дополнение при дальнейшем рассмотрении объектов ландшафтного проектирования.

  1. Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

Теоретической и методологической основой разви­тия представлений о задачах, объектах и методах совре­менного архитектурно-ландшафтного творчества явля­ется системный подход, принцип целостности архитек­турно-ландшафтной среды в качестве объекта архитек­туры.

В общем виде цели ландшафтной архитектуры сле­дующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым не­бом, преобразование ландшафтов при охране их при­родных особенностей, эстетика детального внешнего бла­гоустройства.

Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходи­мы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус­ловлено развитием, например, экологии (от специаль­ной естественной науки о взаимосвязях и взаимодей­ствиях живых организмов и среды к социальной эколо­гии, которая исследует проблемы взаимодействия обще­ства и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также вза­имообусловленность архитектурно-ландшафтной и при­родоохранной деятельности, связь вопросов рациональ­ного преобразования и охраны ландшафтов. В этом от­ношении в ландшафтной архитектуре четко выделяют­ся три группы задач: охрана, преобразование (форми­рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф­тов.

В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка ос­нов управления преобразованием окружающей среды.

Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ланд­шафтного объекта. Они заключаются в охране и улуч­шении исходных природных данных при проектирова­нии ландшафтов, совершенствовании архитектурно­ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей ди­намики прямых и обратных связей «объект — среда» и изменений во времени общей природно-антропоген­ной ситуации.

Таким образом, основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития турист- ско-рекреационной деятельности. Например, именно ре­креационный бум потребовал в 70-80 гг новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрез­мерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны цен­нейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.

Для того чтобы систематизировать архитектурно­ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчинен- ность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типоло­гию объектов. Типология — это не только классифика­ция каких-либо объектов, элементов, но и метод научно­го познания, изучения закономерностей развития объек­тов, возникновения новых их типов.

История ландшафтной архитектуры. Ожегов

Выделяя отдельные элементы пространственной ар- хитектурно-ландшафтно организованной среды, мы мо­жем говорить об архитектуре зданий и сооружений, го­родов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изо­лировать от природных предпосылок создания и функ­ционирования (прямых или опосредованных через со­циально-экономические факторы).

Новым в ландшафтной типологии явилось представ­ление о ландшафтной среде как целостном объекте ар­хитектуры — системе антропогенных и малопреобразо- ванных природных ландшафтов. В результате при ти­пологии мы исходим не из того, какие объекты нам нуж­ны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостно­сти системы открытых пространств, которые выступа­ют объектами ландшафтной архитектуры и ландшафт­ного проектирования.

С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитек­тора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное ар­хитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с эконо­мическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время — объектом специ­ального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ланд­шафтов республики или республиканская схема отды­ха и туризма. То же мы можем сказать про город — сложнейшую социально-пространственную и ландшафт­ную систему, вычленяя из которой определенную подси­стему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.

Для типологии объектов и систематизации архи­тектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации: 1) группы объектов архитекту­ры, градостроительства, где ландшафтные вопросы сто­ят в общем ряду с экономическими, социальными, пла­нировочными и многими другими и где ландшафт­ный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют и ланд­шафтный архитектор в коллективе специалистов вы­ступает как ведущий, определяющий программу и мето­ды решения этого объекта.

К первой группе объектов-элементов среды — отно­сятся территория страны, республики, района (комплекс­ные и отраслевые схемы и проекты районной плани­ровки)2, населенные места, гражданские и промышлен­ные градостроительные комплексы (генпланы, проекты детальной планировки и др.).

Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в со­став комплексных градостроительных задач для назван­ных выше объектов, можно сформулировать следующим образом: решение проблемы взаимодействия народно­хозяйственного комплекса и ландшафтной среды; оп­ределение отношения среды к размещению различных функций; детальная ландшафтная оценка и зонирова­ние, прогноз изменения ландшафтов в результате пла­нируемой деятельности и соответствующих преобразо­ваний; архитектурно-ландшафтная организация про­странства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств сре­ды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

Объекты собственно архитектурно-ландшафтной де­ятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).

Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице N° 1 объектов подразделяются как по их ти­пам, так и по этапам работы с ними (разработка про­граммы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функциони­рования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих разделах пособия.

Системно-ландшафтный метод — ведущий в ланд­шафтной архитектуре — эффективен также и для архи­тектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддер­жании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ланд-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Какие существуют архитектуры процессоров?


Существует множество различных архитектур процессоров, но наиболее распространенные из них включают:

  1. Архитектура x86: это архитектура, используемая в большинстве персональных компьютеров и серверов. Она разработана компанией Intel и базируется на семействе процессоров Intel 8086, выпущенных в 1978 году. Эта архитектура используется в процессорах Intel и AMD, а также в многих других процессорах.

  2. Архитектура ARM: это архитектура, разработанная компанией ARM Holdings. Она широко используется в смартфонах, планшетах, телевизорах, микроконтроллерах и других электронных устройствах. Процессоры на базе архитектуры ARM являются более энергоэффективными, чем процессоры на базе архитектуры x86, что делает их предпочтительными для мобильных устройств.

  3. Архитектура Power: это архитектура, разработанная компанией IBM. Она используется в суперкомпьютерах, серверах, хранилищах данных и других высокопроизводительных системах. Процессоры на базе архитектуры Power обеспечивают высокую производительность и могут работать с большими объемами данных.

  4. Архитектура RISC-V: это открытая архитектура, которая позволяет разработчикам создавать собственные процессоры на ее основе. Она получила широкое распространение в смартфонах, планшетах, IoT-устройствах и других устройствах с ограниченными ресурсами.

  5. Архитектура MIPS: это архитектура, разработанная компанией MIPS Technologies. Она широко использовалась во встраиваемых системах, маршрутизаторах, телекоммуникационных оборудованиях и других устройствах. В настоящее время она уступила место архитектурам ARM и RISC-V.

Добавить комментарий